Меню

ИЗ ГЛУБОКОЙ СТАРИНЫ – В ДЕТСКИЕ РУКИ
         
Глиняные, соломенные, тряпичные фигурки для наших предков были ритуальными предметами. Вызванные к жизни языческими верованиями много лет назад, сегодня подобные игрушки являются неотъемлемой частью нашей культуры. 
Практика, опережающая теорию
Поселковым ребятишкам повезло – у них есть уникальный шанс не просто подивиться красоте народной игрушки, но и сделать её собственными руками. Это стало возможным всего год назад, когда на базе подросткового клуба появился кружок «Народная игрушка». Его руководитель, Наталья Веденеева, 30 лет проработала воспитателем. С детских лет она сохранила интерес к изготовлению кукол. А что может быть лучше, чем делиться знаниями, проверенными на собственном опыте! 
- Приходилось всё познавать на практике, самостоятельно, так как не было возможности и денег, чтобы учиться на каком-нибудь архитектурном факультете или отделении. К счастью, было нетрудно. Возможно потому, что чувство объёма, пропорций, форм – это мой дар свыше, - отметила Наталья Владимировна. 
В детском саду она вместе с воспитанниками лепила кукол из пластилина, глины, изготавливала их с помощью техники папье-маше. Но, как выяснилось, у каждого материала свои «минусы»: пластилин и бумага недолговечны, а работа с глиной требует сноровки, да и обжигать готовые изделия необходимо в особой печи. Годами копившийся опыт вылился в принципиально новую методику изготовления игрушек. По крайней мере, даже во Всемирной паутине я не смогла найти упоминания об использовании бумаги, шпатлёвки и водоэмульсионной краски при создании народной игрушки. Как утверждает Наталья Владимировна, процесс сложен лишь на первый взгляд. Важно захотеть научиться, по-настоящему прочувствовать каждый этап лепки игрушки. Заинтересовались? Я тоже, поэтому и попросила педагога познакомить меня с особенностями данного метода.
Вместо глины и песка
– Знаменитую дымковскую игрушку, как известно, лепят из смеси гончарной глины и песка, после сушат, прокаливают в печи и наносят белила из мела, разведённого в молоке, - рассказала Наталья Владимировна. - За неимением некоторых ингредиентов, а также муфельной печи, воссоздать такую технологию сложно. Однако её можно видоизменить! Что я и сделала. Основу куклы, согласно моему методу, составляют смоченные клейстером газетные листы. Из них мы лепим каркас – в нашем случае это всего лишь столбик определённой высоты. Вокруг накладываем слои: сложенные вдвое, втрое, а то и вчетверо полоски бумаги наворачиваем на эту импровизированную стойку. Количество слоёв напрямую зависит от высоты и ширины изделия. Если мы задумали сделать барышню с пышным платьем и такими же формами, то поработать придётся дольше, чем, скажем, над фигурками крестьянина или собачки. 
Изделие постепенно приобретает очертания. Начинаем формировать голову и конечности: смятый в виде овала или свёрнутый в небольшой рулон газетный лист прикладываем к нужным местам. Для детей это самое сложное, ведь не все из них умеют соблюдать пропорции, а кому-то не хватает усидчивости и аккуратности. Конечно, без помощи преподавателя не обойтись. Первая игрушка всегда даётся тяжело, зато последующие уже не вызывают особых трудностей. 
Стилисты, дизайнеры, скульпторы
Особое внимание при изготовлении игрушек уделяется чертам лица и деталям одежды. Ребятишки выступают в роли стилистов и дизайнеров, что особенно радует девочек. Работы море: подобрать фасон платья, сделать нарядную причёску, продумать мелочи вроде зонта, сумочки или муфты. Кстати, всевозможные оборки и рюши делаются легко.
– Обертываем платье полоской газеты и аккуратно её защипываем, добиваясь равномерности распределения складок. Вылепленная из бумаги фигурка слишком угловатая? Не беда. Для сглаживания погрешностей мы используем технику папье-маше – мелкие кусочки газеты в клейстере помогают добиться совершенства. Их накладываем на неровные, слишком выделяющиеся части. Затем будущую куклу необходимо просушить. При солнечной погоде это занимает три-четыре дня, - продолжает свой рассказ Наталья Веденеева. 
Следующий этап даёт детям возможность ощутить себя скульпторами. Полученная бумажная основа покрывается слоем шпатлёвки. Наносить этот материал лучше смоченными в воде пальцами, чтобы добиться гладкости форм. Шпатлёвочное покрытие сохнет пару часов, так же, как и следующий слой - обычная водоэмульсионная краска. 
И, наконец, роспись почти готовой игрушки. Вместо дорогих темперных красок в кружке используют гуашь, раскрашивая изделия в лучших традициях дымковской росписи. Орнамент прост: клетки, точки, зигзаги, полоски, круги, ромбики в разных сочетаниях. Но эти несложные геометрические узоры несут некую информацию. К примеру, круг со звездой внутри обозначает солнце или другие светила, а синяя волнистая полоса – воду. Смелое сочетание контрастных цветов – синего, красного, зелёного, жёлтого, голубого и других (до десяти) – делает игрушки яркими, весёлыми. Дети в силу своей любознательности и любви к экспериментам очень любят именно эту, завершающую часть работы. Здесь можно и какой-то свой узор придумать, и краски самостоятельно подобрать. Готовую куклу можно украсить ромбиками из золотистой бумаги или фольги. 
Жду блеска в ребячьих глазах
– Начинали мы с самых элементарных фигурок. Лепили цветы, грибы, сувениры в форме сердца, - вспоминает Наталья Владимировна. - Постепенно перешли к более сложным, масштабным куклам. В нашем «арсенале» - дамы-модницы, няньки, барыни, водоноски, мужички-франты и трудяги-рыбаки. Делали мы и сказочных лошадей, собак, оленей, дивных индюков и петухов. 
Педагог посетовала, что у некоторых ребят не хватает терпения. Оно и понятно – процесс изготовления одной игрушки растягивается на восемь занятий, то есть приблизительно на месяц, а хочется-то быстрого результата. Из тех, кто пришел в кружок год назад, сейчас остались единицы. Но зато каких они добились результатов! Работы этих детей на конкурсы да ярмарки вывозить не стыдно. Что и делается по мере возможности. 
Без учёта временно отсутствующих ребят (всё же каникулы есть каникулы) в группе Натальи Веденеевой занимаются 15 человек в возрасте от восьми до двенадцати лет, в том числе пятеро мальчиков. Их было больше, но ряды создателей игрушек сократились из-за неуспеваемости в школе и недостатка у детей терпения. 
Педагог не просто учит ребят делать игрушки, но и пытается воспитать в мальчишках и девчонках любовь к труду, аккуратность, зачатки художественного вкуса. Усидчивость и самостоятельность они культивируют в себе сами. Если детям действительно интересно, то они готовы часами не отрываться от работы, отказываясь даже от переменки. 
Одна из важнейших задач – развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Очевидно также, что в процессе занятий у детей формируется правильное восприятие форм, пропорций, развиваются память, мышление, внимание и речь. Этому способствует работа в коллективе. 
– Но главное, чего я каждое занятие жду с нетерпением, - это весёлый блеск в глазах ребятишек. Чувствую себя счастливой оттого, что энергия и задор детей направлены на созидание, - призналась Наталья Веденеева.
     
Оксана Кравченко